«В рамках указа главы государства от 7 мая 2018 года перед высшей школой поставлены масштабные задачи по обеспечению устойчивой мировой конкурентоспособности российских вузов, а также по созданию современной цифровой образовательной среды, обеспечивающей высокое качество и доступность образования всех видов и уровней», – сказал полпред.
Мероприятия по достижению поставленных в указе целевых показателей отражены в национальных проектах в сфере образования и цифровой экономики. В том числе особое внимание в них уделено подготовке квалифицированных кадров, имеющих фундаментальную подготовку в области цифровой экономики и работы с массивами больших данных.
По словам Сергея Меняйло, переход к цифровому укладу будет происходить одновременно во множестве производственных и обслуживающих секторов экономики. «В Сибири это около 9 миллионов рабочих мест, за которыми стоят конкретные люди и к которым будут предъявляться совершенно новые требования», – сообщил полномочный представитель.
Как было отмечено, для решения поставленных задач предстоит устранить проблемы, существующие сегодня в системе высшего профессионального образования. Среди них недостаточная ориентированность учебных заведений на практическую подготовку будущих специалистов. Необходимо направить дополнительные усилия на повышение квалификации педагогических кадров и приведение учебных программ в соответствие с современными требованиями, а также на формирование точных прогнозов потребностей рынка труда, как в отдельных регионах, так и в целом по стране.
По данным Росстата, на 1 января 2018 года в регионах Сибири доля работников, занятых в сфере информационных технологий, составляет около 1,4% от всех работающих (в среднем по России – 1,5%). Вузами округа в 2018 году подготовлено 3,5 тысячи специалистов с цифровыми компетенциями, что по оценкам специалистов, в 2 раза ниже существующей потребности.
Также работодатели отмечают недостаточный уровень подготовки молодых специалистов – только около 15% из них готовы приступить к полноценной работе сразу после окончания вуза. По мнению полпреда, вузам следует проводить мониторинг отзывов, которые дают их выпускникам работодатели, после чего вносить корректировки в образовательные программы.
Преодоление этих барьеров является в настоящее время ключевой задачей, как для системы высшего образования, так и для реального сектора экономики и федеральных и региональных органов власти. Её успешное решение в значительной степени зависит от качества взаимодействия названных сторон, убеждён полномочный представитель главы государства.
«Сегодня каждый должен видеть своё место в федеральных программах развития, чётко понимать свои задачи и выстроить управленческие механизмы для их решения», – подчеркнул Сергей Меняйло.