20 ноября под руководством Председателя Правительства Российской Федерации Михаила Мишустина состоялась пленарная дискуссия «Транспортная инфраструктура. Баланс государственных и частных интересов». В обсуждении приняли участие руководители федеральных органов власти, представители крупнейших транспортных компаний и частного бизнеса.
Ключевой темой стало выстраивание эффективного взаимодействия государства и инвесторов для ускоренного развития транспортной инфраструктуры и повышения устойчивости транспортной системы страны. Особо подчёркнуто, что решению задачи по повышению мобильности граждан и росту экономики будет способствовать утвержденная Президентом России Владимиром Путиным сеть из пяти высокоскоростных магистралей. Планируется, что 4,5 тысячи километров железных дорог, предназначенных для эксплуатации 300 высокоскоростных поездов, будут построены к 2045 году.
Отмечено, что дорожное строительство развивается опережающими темпами. Определённые трудности связаны с давлением из-за инфляции и ростом себестоимости. Несмотря на это, продолжается реализация национального проекта «Инфраструктура для жизни» – преемника нацпроекта «Безопасные качественные дороги».

В регионах Сибирского федерального округа, как и по всей стране, в рамках нацпроекта запланированы строительство новых и ремонт существующих дорог федерального, регионального и местного значений, развитие дорожного хозяйства и обновление общественного транспорта. Например, в 2025 году в шести крупных городах Иркутской области планируют привести в нормативное состояние 43 участка улично-дорожной сети общей протяженностью около 39 километров. Кроме того, за счёт федерального бюджета идёт реконструкция аэропорта Толмачево в Новосибирске – 19 ноября в аэроузле запущены две новые рулежные дорожки.
Сообщается, что объём инвестиций в транспортную отрасль за два десятилетия вырос в двенадцать раз. Две трети вложений на текущий момент – это собственные средства компаний и частных инвесторов. Одним из крупнейших частных инвесторов в инфраструктуру остаётся ОАО «Российские железные дороги», а значимым инструментом реализации крупных инфраструктурных проектов остаются концессии.
Благодаря концессии в октябре текущего года стартовало строительство четырёхполосной магистрали «Северный обход» и ведутся строительные работы на площадке нового аэропорта «Омск-Фёдоровка» в Омской области. Также в рамках концессии начата реконструкция аэродромной инфраструктуры в Горно-Алтайске – планируется, что пропускная способность аэропорта увеличится до 1,5 миллионов пассажиров в год.
Ключевым участником совершенствования портовой и терминальной инфраструктуры, по мнению участников дискуссии, остаётся бизнес. В ходе рабочих поездок в регионы Сибири полпред уделяет особое внимание вопросам развития внутренних водных путей и строительства морских арктических портов.
Подводя итоги заседания, участники резюмировали: устойчивое развитие транспортной инфраструктуры возможно только при сочетании государственных инвестиций, частного капитала и современных финансовых инструментов. В числе приоритетных задач названы расширение механизмов государственно-частного партнёрства, укрепление подрядной отрасли, технологическое обновление и создание условий для вовлечения новых инвесторов. Баланс интересов, технологическая независимость и долгосрочные инвестиции должны стать основой для дальнейшего развития транспортной системы России и повышения её конкурентоспособности.