Официальные ресурсы

Информационно-статистический обзор обращений граждан, поступивших в приемные Президента Российской Федерации в Сибирском федеральном округе и административных центрах субъектов Федерации округа в 2019 году

В 2019 году в приёмные поступило 8096 обращений. Их общее количество, в сравнении с 2018 годом, снизилось на 11%. В значительной степени это связано с выходом из Сибирского федерального округа двух субъектов – Республики Бурятия и Забайкальского края, но снижение также произошло в республиках Алтай и Хакасия, Алтайском крае, Иркутской, Кемеровской области, Новосибирской и Томской областях.

Впервые за пять лет на первое место вышли вопросы тематического раздела «Экономика» (с 21% в 2018 году до 28% в 2019 году),которые обозначили, прежде всего, заявители из Республики Алтай, Республики Хакасия, Алтайского края, Иркутской, Новосибирской и Томской областей.

Для отчетного периода характерны обращения, затрагивающие тематику хозяйственной деятельности. Граждане поднимают вопросы государственного контроля в области долевого строительства, благоустройства территорий проживания (содержание автомобильных  дорог, водоснабжение, электроснабжение, газификация, восстановление дорожных покрытий), благоустройства придомовых территорий, земельных споров, строительства и реконструкции объектов социальной сферы, предоставления земельных участков под индивидуальное жилищное строительство.

Отмечено незначительное снижение доли вопросов раздела  «Социальная сфера» (с 24% в 2018 году до 22% в 2019 году), традиционно входящего в первую тройку тематик, по которым поступает наибольшее количество обращений. Не снижается количество обращений с просьбами об оказании материальной помощи лицам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации. Не менее актуальными остались вопросы: оказание содействия в пересмотре и назначении пенсий, трудовые правоотношения (увольнение, восстановление на работе, выплата заработной платы); предоставление мест в детских дошкольных учреждениях; организация высокотехнологичной и качественной медицинской помощи, обеспечение лекарственными препаратами и техническими средствами реабилитации.

Обозначенные проблемы являются самыми актуальными для жителей республик Алтай, Тыва, Хакасия, Алтайского и Красноярского краёв, Иркутской, Кемеровской и Омской областей.

Также произошло снижение доли вопросов раздела «Оборона, безопасность, законность» (с 21% в 2018 году до 20% в 2019 году), который, как и прежде, представлен вопросами, связанными с деятельностью правоохранительных органов (жалобы на действия судей, прокуроров, судебных приставов, отказ в возбуждении уголовных дел), а также решением жилищных вопросов военнослужащих. Граждане поднимают вопросы противодействия коррупции, подвергают сомнению правомерность действий (бездействия) судебных приставов. Заявители, находящиеся в местах лишения свободы, выражают сомнение в независимости и объективности вынесения судебных решений, несогласие с результатами работы органов дознания и следствия. Неотъемлемая часть обращений данного раздела – просьбы о содействии в пересмотре судебных решений.

Данная тематика наиболее присуща заявителям из Алтайского и Красноярского краёв, Иркутской, Кемеровской, Новосибирской и Омской областей.

Значительно уменьшилась доля вопросов тематического раздела «Жилищно-коммунальная сфера» (с 20% в 2018 году до 16% в 2019 году). В данном разделе отражены вопросы завершения строительства многоквартирных жилых домов, предоставления жилья; переселения из ветхих и аварийных домов; а также вопросы, касающиеся деятельности управляющих компаний и ТСЖ, проведения капитального и частичного ремонта жилых домов, установления тарифов на жилищно-коммунальные услуги.

Решение вопросов участников долевого строительства, улучшения жилищных условий и предоставления жилья заявлены, как наиболее острые. Несмотря на предпринимаемые органами власти меры, направленные на решение вопросов «обманутых дольщиков», оказание помощи в завершении строительства многоквартирных домов, все еще окончательно не решен вопрос о «долгостроях», что является причиной многократных обращений.

В поле внимания заявителей и неудовлетворенность работой управляющих организаций. Авторы обращений жалуются на плохое качество услуг по содержанию, текущему обслуживанию жилищного фонда, непредставление информации о расходовании финансовых средств, полученных по договорам управления многоквартирными домами, непроведение текущего ремонта, непринятие мер к включению жилых домов в программы капитального ремонта,  воспрепятствование реализации права на выбор способа управления (смену управляющей компании).

Острыми остаются вопросы качества проведения капитального ремонта жилых домов и расходования на эти цели денежных средств бюджетов и самих граждан, установления тарифов на услуги организаций коммунального комплекса, начисление платы за внутриквартирное потребление коммунальных услуг, ненадлежащего качества коммунальных услуг и ограничения их предоставления.

Перечисленные вопросы чаще всего поднимают заявители из Республики Алтай, Алтайского и Красноярского краёв, Иркутской, Новосибирской и Омской областей.

Доля вопросов тематического раздела «Государство, общество, политика» по сравнению с 2018 годом осталась на прежнем уровне (14%). Это, прежде всего, оценка и критика деятельности должностных лиц органов исполнительной власти и местного самоуправления (Республика Хакасия, Алтайский и Красноярский края, Иркутская, Новосибирская и Омская области). Заявители выражают несогласие с принимаемыми должностными лицами мерами по улучшению социально-экономического положения регионов и качества жизни населения.

Также поднимались вопросы, связанные с реализацией миграционной политики в отношении лиц, прибывших из стран ближнего зарубежья, реализацией права на применение упрощенного порядка получения гражданства Российской Федерации, предоставления вида на жительство, несогласие с ответами органов исполнительной власти и местного самоуправления по обозначенным в обращениях вопросам и желание получить содействие в реализации своих прав.